Блок №

Тема.

Содержание.

Практическая разработка

Scratch WELL

1.        

Алгоритм.

Понятие алгоритма. Виды алгоритмов: линейный, разветвляющийся, циклический.


Scratch WELL

2.        

Исполнитель.

Понятие исполнителя. Система команд исполнителя. Примеры исполнителей в жизни.


Scratch WELL

3.        

Интерфейс программной среды Scratch.

Внешний вид рабочего окна. Установка языка взаимодействия для Scratch. Создание, сохранение, загрузка проекта.


Scratch WELL

4.        

Исполнитель Scratch.

Система команд - блоков. Типы блоков: движение, внешний вид, оператор, сенсор, управление, событие, переменная, перо, вспомогательный блок, звук, перо, музыка, текст в речь, видео распознавание. Правила компоновки блоков в программе. Последовательная, вложенная композиция блоков.

 


Scratch WELL

5.        

Сцена.

Понятие сцены. Свойства сцены. Команды изменения свойств сцены. Система координат сцены. Слои. Команды перехода из одного слоя в другой.Библиотека сцен. Выбор сцены из библиотеки. Импорт сцены из файла.

 

Проба "Телепортация в пространстве?".

 

 

 

 

 

Проба "Расскажи о себе".

Анимация "От точки к точке".

Анимация "Кругосветное путешествие".

Анимация "Лестница в небо".

Scratch WELL

6.        

Спрайт.

Создание спрайта. Свойства спрайта: размер, видимость, координаты, направление, костюм, графический эффект. Команды изменения свойств спрайта. Команды-датчики свойств спрайта. Табло просмотра свойств спрайта. Команды организации диалога спрайтов. Библиотека костюмов. Выбор костюма из библиотеки. Импорт костюма из файла. Дублирование спрайта.

Движение спрайта: абсолютные, относительные координаты.

Scratch WELL

7.        

Перо.

Свойства пера: цвет, размер. Команды управления пером. Правила взаимодействия спрайта с пером.

Зарисовка "Рисуем по точкам ".

Зарисовка "Собираем рисунок из частей".

Зарисовка "Рисуем буквы".

Зарисовка "Салфетка с резными краями".

Зарисовка "Рисуем цифры".

 

Зарисовка "Правильный многоугольник: алгоритм без цикла".

 

 

Scratch WELL

8.        

Вспомогательный блок.

Создание блока. Формальный параметр блока. Видимость параметра блока. Вызов созданного вспомогательного блока в основном алгоритме. Фактическое значение параметра при вызове.

 

Scratch WELL

Scratch ADVANCED

9.        

Переменная.

Создание переменной. Тип переменной: числовой, строковый. Команды изменения значения переменной. Табло просмотра значения переменной. Случайное значение. Команда получения случайного значения. Ввод/вывод значения переменной.

Числовая переменная. Сенсоры для записи арифметических выражений: арифметические операции, специальные функции.

Строковая переменная. Сенсоры для формирования строковых выражений. 

 

Диалог "Ввод и проверка пароля".

Анимация "Планируем случайности".

Диалог "Сколько будет дважды два?".

Диалог "Сфера".

Диалог "Площадь фигуры".

Scratch WELL

Scratch ADVANCED

10.    

Ветвление.

Виды ветвлений: полное, неполное. Простое, сложное логическое выражение. Сенсоры для записи логического выражения: логические операции: И, ИЛИ, НЕ.

 

Диалог "Проверка устного счета: один пример".

Проба "Граница есть?".

Проба "Почувствуй цвет".

Проба "Почувствуй спрайт".


 

Scratch WELL

Scratch ADVANCED

11.    

Цикл.

Виды циклов: со счетчиком, с предусловием, с постусловием, бесконечный. Сенсоры для записи логического выражения в циклах с условием: логические операции: И, ИЛИ, НЕ. Особенности использования цикла в программе. Упрощение программы путѐм сокращения количества команд при переходе от линейных алгоритмов к циклическим. Использование цикла для создания анимации.

 

Игра "Проверка устного счета: тест из нескольких примеров".

 

Зарисовка "Это правильный многоугольник: алгоритм с циклом ".

Зарисовка "Это правильный многоугольник: алгоритм с вспомогательным блоком без параметра".

Зарисовка "Это правильный многоугольник: алгоритм с вспомогательным блоком с параметром".

Зарисовка "Круговой узор из правильных многоугольников".

Зарисовка "Орнамент".

Зарисовка "Узор из графического элемента".

 

 

Анимация "Движение молекулы ".

Анимация "Персонаж в движении".

Анимация "Аквариум".

 

Scratch WELL

Scratch ADVANCED

12.    

Событие.

Управление событиями. Реакция на нажатие клавиши. Генерация сообщений, реакция на сообщение. Передача управления между различными спрайтами.

 

Игра "Игральные кубики".

Игра "Поменяй шляпу".

Игра "Камень. Ножницы. Бумага".

Игра "Собери яблоки".

Анимация "Иду по следу".

Игра "Охота".

Игра "Тренировка в пинг-понг".

Игра "Догони мячик".

Игра "Полет".

 

Scratch ADVANCED

13.    

Клонирование.

Понятие клона. Динамическое создание копии спрайта. Команды управления клоном. Параллельное выполнение.

 

Анимация "Котов много не бывает".

Анимация "Фейерверк".

Анимация "Снегопад".

 

Scratch ADVANCED

14.    

Список.

Список.  Создание списка. Команды управления списком. Назначение списка. Организация доступа к элементам списка в цикле.

 

Викторина "Вопрос - ответ".

Викторина "Отгадай загадку".

 

Scratch ADVANCED

15.    

Встроенный растровый графический редактор.

Основные инструменты графического редактора: кисточка, ластик, заливка, рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов и окружностей, выбор фрагмента изображения, отражение по горизонтали, вертикали, использование инструмента печать для копирования выделенной области изображения, работа с текстом. Масштаб изображения. Палитра цветов, установка цвета переднего плана и фона, выбор цвета из изображения с помощью инструмента пипетка.

Рисование спрайтов по собственному замыслу, используя инструменты графического редактора Редактирование сцены, костюма спрайта с помощью инструментов встроенного растрового графического редактора. 

 

Подготовка и редактирование костюмов.

Scratch ADVANCED

16.    

Звук.

Использование библиотеки звуков, импорт звуков, конвертация звука для импорта в программу.

 

 Анимация "Фейерверк" со звуком.

Scratch ADVANCED

17.    

Музыка.

Использование библиотеки музыкальных эффектов, импорт эффекта, конвертация звука для импорта в программу. Музыкальное оформление сюжета.

 

 Анимация "Знакомая мелодия"

Scratch ADVANCED

18.    

Текст в речь.

Озвучивание сюжета.

 

Игра "Проверка устного счета: тест из нескольких примеров" с озвучкой.

Диалог "Ввод и проверка пароля" со звуком.

Scratch ADVANCED

19.    

Реализация задуманного сюжета.

Планирование разработки, разделение на подзадачи. Создание сценария, продумывание поведения спрайтов, планирование взаимодействия спрайтов, озвучивание проекта. Фиксация решений планирования в документах: алгоритмы поведения спрайтов, диаграммы взаимодействия спрайтов.

 

Диалог "Сфера".

Диалог "Площадь фигуры".

Зарисовка "Рисунок с учетом масштаба".

Зарисовка "Рисуем красивые кривые".

Анимация "Солнечная система".

Анимация "Канатоходец".

Игра "Лабиринт".

Анимация "Часы".

Анимация "Стрельба из пушки".

 

Scratch ADVANCED

20.    

Регистрация в сообществе Scratch.

Публикация в сети своих разработок. Знакомство с разработками других участников сообщества.

 

Scratch WAW

21.

Искусственный интеллект и машинное обучение.

Понятие искусственного интеллекта. Нейронная сеть. Модель машинного обучения. Области применения. Отличия от традиционного императивного подхода к программированию. Этапы создания программы: подготовить обучающие примеры, обучить модель на обучающих примерах , протестировать модель, использовать обученную модель в приложении для решения некоторой задачи.


Scratch WAW

22.

Интерфейс онлайн-инструмента "Машинное обучение для детей".

Вход в систему. Инструменты работы над проектом: подготовка обучающих примеров, обучение модели машинного обучения, тестирование модели, использование обученной модели в приложении для решения некоторой задачи. Команды Scratch для работы с моделью машинного обучения в создаваемом приложении.

Игра с компьютером "Камень, ножницы, бумага".

Игра "Крестики-нолики".

Игра "Убегай от монстра".

Scratch WAW

23.

Оптическое распознавание.

Технология оптического распознавания. Области применения: озвучивание текста, определение индекса почтового отделения, номера автомобиля, автоматическая проверка ответа на экзамене, поиск объекта на изображении.

Приложение "Cортировка писем" .

Приложение "Распознавание букв и цифр".

Приложение "Распознавание тональности текста".

Приложение "Сортировка изображений по группам".

Scratch WAW

24.

Вопросно-ответные системы.

Понятие чатбота. Принципы создания чатбота на основе машинного обучения.

Чатбот "Поговорим на тему..."

Scratch WAW

25.

Распознавание речи.

Понятие умного помощника. Принципы создания умного помощника. Классификация намерений.

Умный помощник "Включи/выключи свет" .